Зачем нужна маркировка товара?
Маркировка - это процесс нанесения условных знаков на товар. Она нужна, чтобы идентифицировать товар и расшифровать его характеристики и свойства.
Цель маркировки – снижение оборота контрафактных товаров в стране. Те, кто подделывает товар, не покупают лицензию и не платят налоги, не проходят проверки. Их производство невозможно контролировать, также, как и качество используемого сырья. Выходит, что государство не знает ничего про производителей контрафакта и не может контролировать качество товаров.
Однако борьба с контрафактной алкогольной продукцией ведется давно. В 2005 году в стране стали контролировать качество спиртных товаров и ставить акцизные марки. Тогда же был подписан закон 182-ФЗ, который обязал каждый магазин считывать марки алкогольной продукции с помощью сканера.
Кроме товарного штрих-кода, кассиры и продавцы начали сканировать штрих-код PDF417 при приеме и продаже товаров. Данные отправлялись в ФСРАР, ведомство, которое контролирует прием и продажу алкоголя каждым магазином. Подобные нововведения помогли сократить преступления в сфере производства и оборота спирта на 20%.
Какие товары подлежат обязательной маркировке?
Существует список товаров, подлежащих обязательной маркировке:
- Духи и туалетная вода,
- шины и пневматические резиновые покрышки,
- предметы одежды, включая рабочую одежду, из натуральной или композиционной кожи,
- трикотажные блузки, блузы и блузоны ручного и машинного вязания,
- пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичная мужская, женская и детская одежда,
- постельное, столовое, туалетное и кухонное белье,
- фотокамеры, не включая кинокамеры, а также фотовспышки и лампы-вспышки.
Алкоголь и меховые изделия уже маркируются. Маркировка табачной продукции начнется с марта 2019 года, обуви – с июля 2019 года, остальных товаров из списка – с декабря 2019 года. Другие товары маркируются добровольно и в экспериментальном режиме, но маркировка для них станет обязательной уже в 2019 году. Список товаров, подлежащих маркировке, будет увеличиваться и регулярно пополняться с 2019 по 2024 год.
Функции маркировок
Маркировка товара полезна не только покупателям, но и продавцам.
- Маркировка упрощает товарный учет,
- обеспечивает контроль перемещения товара,
- оптимизирует складской учет,
- упрощает инвентаризацию,
- помогает анализировать объемы продаж.
Для работы с маркировкой придется адаптировать бизнес-процессы и обучить персонал. Может потребоваться обновление онлайн-кассы: покупка 2D-сканера штрих-кодов, установка программного обеспечения, настройка электронного документооборота.
Что изменится в бизнес-процессах?
- При работе с маркированным товаром все действия, связанные с приемом, перемещением, продажей и учетом товара, нужно выполнять и в системе маркировки. Кроме того, продавец должен будет сканировать штрих-код маркировки и товарный штрих-код. Для этого нужно приобрести 2D-сканер и подписать дополнительное соглашение с ОФД.
- С маркировкой не смогут работать автономные онлайн-кассы. Они не идентифицируют товар и работают по сумме, не списывают товар по базе данных. К ней нельзя подключить 2D-сканер, который необходим для идентификации.
- Некоторые производители предлагают автономные кассы как готовые решения для ЕГАИС и работы с алкоголем. Но к ним нужно купить дополнительный компьютер, к которому возможно подключение сканера, отправление, сравнение и учет данных для ЕГАИС. Дешевле и быстрее приобрести онлайн-кассу с 2D-сканером, которая будет готова ко всем изменениям и нововведениям.
- Появится новый “код товара” в кассовых чеках товаров, подлежащих маркировке. Указывать код позиции понадобится, даже если товар не входит в список обязательных к маркировке. Для этого потребуется справочник ЕАЭС. Постановление вступит в силу с января 2019 года.