Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с понятием «маркировка». Даже те, кто напрямую не связан с производством и реализацией продукции слышали это слово по телевизору. Фактически маркировка товара заключает в себе его основные характеристики, а также информацию о производителе. В законе «О защите прав потребителей» указано, что изготовитель и продавец обязаны доводить до потребителя все необходимые сведения о продукции. Эту задачу и призвана решить маркировка товаров.
Она может быть производственной и торговой. Первая разновидность создается и устанавливается на продукцию еще на заводе. К ней относятся этикетки и любые условные обозначения на товаре.
Вторая — дело рук организаций и предприятий, реализующих продукцию. Она больше необходима для продавцов, чем для покупателей. К ней относятся кассовые чеки и ценники.
Что должно быть указано на упаковке продовольственных продуктов?
На товарах этого типа должна находиться следующая информация:
- наименование продукции;
- состав изделия и его способ приготовления;
- масса товара. Если это консервация, то обязательно должен быть указан вес товара без упаковки;
- дата изготовления и срок годности;
- название бренда, который произвел продукт, его реквизиты и адрес;
- сведения об условиях хранения и использования;
- информация о наличии ГМО;
- таблица пищевой ценности изделия;
- сведения о сертификации и товарные знаки.
Что должно быть указано на упаковке непродовольственных продуктов?
Маркировка на товарах культурно-бытового и хозяйственного предназначения должна содержать следующие сведения:
- тип и название продукции;
- информация о производителе (наименование организации, реквизиты компании, юридический и фактический адрес);
- правила использования;
- технические параметры и свойства изделия;
- товарные знаки и сведения о сертификации и стандартизации.
Какие функции выполняет маркировка?
Передача информации о продукции потребителю. Необходимость маркировки закреплена законодательно в большинстве стран современного мира. Все сведения должны быть достоверными и изложены в разборчивом виде.
Автоматизация производства. Маркировка позволяет быстро и просто вести учет товаров в магазинах. Поэтому многие сетевые гипермаркеты разрабатывают особые требования к информации на изделиях, которые они закупают для реализации. К тому же маркировка значительно упрощает процесс инвентаризации и позволяет вести анализ объемов продаж. Этикетки со штрих-кодом очень просто считываются благодаря специальному оборудованию.
Свидетельство оригинальности товара. Особая маркировка исключает возможность подделки многих товаров. Особенно это касается текстильной продукции, одежды и обуви от известных брендов. Также особые товарные знаки и штрих-коды, которые несут информацию о производителе, позволяют миллионам потребителей избежать покупки некачественных пищевых продуктов, лекарственных средств и косметики.
Требования к внешнему виду маркировки
Информация на изделиях и продуктах обязательно должна быть читаемой. Текст должен быть разборчивым и выделяться на общем фоне этикеток. Кроме того, упаковка продукции и маркировка должны быть устойчивыми к внешним факторам. Если речь идет о продовольственных товарах, которые хранятся в холодильниках и подвергаются транспортировки, то печать и этикетки обязательно должны выдерживать перепады температур и влажности. Маркировка на текстильных изделиях, одежде и обуви должна быть вшита или надежно крепиться к продукции. Обозначения, штрих-коды и товарные знаки на косметических средствах и лекарственных препаратах не должны стираться и выгорать на солнце.
Не стоит также забывать, что материалы из которых изготовлена этикетка и упаковка, не должны содержать вредных для здоровья человека веществ и вызывать аллергию.
Маркировка — это обязательный элемент большинства продовольственных и хозяйственно-бытовых изделий. В случае если она не будет соответствовать всем юридическим нормам страны, производитель и продавец понесут административную или даже уголовную ответственность за невыполнение требований законодательства.