Общие правила, закрепленные пунктом 3 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», определяют необходимость доведения информации о любом товаре в прилагаемой к нему документации: на этикетках, маркировкой или иным утвержденным способом. То есть каждая упаковочная единица поступающего в продажу питьевого молока должна дополняться соответствующей маркировкой. Ее вид и содержание регламентируется Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ (с поправками от 22.07.2010), утверждающим «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
Требования гласят, что маркировочная информация на упаковку молока и любой другой молочной продукции должна наноситься не пахнущей, несмываемой краской, которая разрешена к применению. Также допустимо это сделать путем наклеивания этикеток, заранее изготовленных топографическим или другим способом, обеспечивающим их четкое прочтение. При необходимости товар снабжается также листком-вкладышем или ярлыком, в котором содержится полная информация для потребителей.
Что указывается в маркировочных данных на молоко
Нанесенная на тару либо записанная на вкладыше информация обязана содержать:
- Наименование продукта. Термины «молоко», «творог» и т.п. строго запрещены в случаях, если продукция создана не естественным путем (изготавливается с использованием сухого цельного либо обезжиренного молока, жиров иного происхождения и т.п.).
- Наименование изготовителя и места производства.
- Состав – какие элементы в него входят.
- Числовое выражение массовой доли жира, содержащегося в продукте – как молочного, так и растительного жиров.
- Номинальная масса и общий объем продукта в таре.
- Ценность продукта – энергетическая и пищевая.
- Содержание в процентах или в массе микроэлементов и макроэлементов.
- Данные о наличии ГМО.
- Сведения о ТНПА, в соответствии с которыми изготовлена продукция, и о подтверждении этого соответствия.
- Описание условий хранения, а также способов и условий применения.
- Дату изготовления и срок годности.
- Кодовые данные – идентификационный и штрих-код.
Кроме этого, маркировка может содержать товарный знак производителя и различную рекламную информацию.
Требования к содержанию маркировочной информации
Официальные требования к маркировке молока и продуктов его переработки включают следующие положения:
- Информация по маркировке наносится на каждую единицу товара в партии даже при групповой упаковке. Но она не обязательна на прозрачном полиэтилене, обертывающим группу товара.
- Порядок слов в названии не регламентируется. Также в названии допустимо не указывать понятия, характеризующие особенности технологии.
- Если молочный продукт содержит в основе не коровье молоко, то это указывается в названии или составе.
- Не допускается в названии слов «масло», «творог», «молочное», «сливочное», «пломбир» и т.п., если в составе изделия есть растительные жиры (спред, сливочно-растительные смеси).
- Маркировка продуктов переработки, в том числе концентрированных и сухих, обязана включать дополнительные данные:
- дату изготовления;
- сроки годности;
- рядом со словами «годен до» на этикетке – указание места, где это можно найти («см на крышке», «на дне пачки» и т.п.);
- виды использованных сахаров (для сгущенки).
- ассортиментными знаками либо наименованиями («Российский» и др.);
- указанием вида основной заквасочной микрофлоры;
- указанием природы происхождения ферментных веществ для свертывания молока.
- На продуктах для детей пишется «для детского питания», а их маркировка содержит информацию:
- рекомендации по использованию;
- условия приготовления, хранения и использования после вскрытия упаковки;
- возраст детей, для которых предназначена продукция, цифрами без сокращения слов;
- состав с указанием наименований углеводов и растительных масел;
- пищевая ценность.
- Объемы дополнительных веществ, добавленных в обогащенные продукты, должны указываться с учетом их содержания на конец срока годности. Так как с течением времени количество витаминов снижается естественным образом, то допускается несколько большее их введение. Поэтому анализы, проведенные в начале срока годности, могут показать больший процент их содержания.