Каждый день мы покупаем сотни товаров, не задумываясь о том, что находится на их упаковке. Состав, бренд, компания-изготовитель – это стало уже настолько привычным, что люди воспринимают данные сведения как должное. Однако кроме них производителя обязаны размещать на продукции специальные значки, которые несут важную информацию о товаре. Для каждой страны могут быть свои изображения, а при импортировании на продукцию наносятся картинки, соответствующие мировым стандартам. В данной статье мы расскажем об особенностях маркировки товаров в России и о том, для каких видов она обязательна.
В чем суть закона?
В соответствии с требованиями к маркировке и упаковке товаров в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входят Россия, Армения, Казахстан, Киргизия и Белоруссия, эти страны должны установить и соблюдать общее законодательство, касающееся соответствующей сферы.
Смысл маркировки состоит в том, чтобы предоставить потребителям полную, корректную и достоверную информацию о продукции. Производитель обязан сделать это не только следуя требованиям ЕАЭС, но и законодательными актами России – «О защите прав потребителей», а также «О техническом регулировании».
Основные положения по маркировке товаров освещены в техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС). На упаковке продукции должны быть обозначены материалы, из которых произведены изделия, для каких категорий товаров она предназначена, сведения о возможности и способах утилизации. Кроме того, вся продукция, реализуемая на территории Евразийского экономического союза, должна иметь маркировку «ЕАС». Примечательно, что изображение наносится на каждую единицу товара контрастным цветом. Маркировка должна быть заметной на протяжении всего длительности службы или срока годности.
Если завод-изготовитель нарушает правила упаковки и маркировки, наступает административная ответственность (ст. 14.7 и 14.8 КоАП).
Товары, требующие обязательной маркировки
- Меховые изделия.
- Алкогольная и спиртосодержащая продукция.
- Лекарственные препараты.
- Ювелирные украшения, товары с драгоценными камнями и металлами.
- Табачные изделия.
- Духи, туалетная вода.
- Обувь.
- Верхняя одежда.
- Шины.
- Постельное, туалетное и кухонное белье.
- Фотокамеры, вспышки.
- Трикотажные блузки, блузы и блузоны.
- Одежда из натуральной и композиционной кожи.
Порядок маркировки товаров
Различные категории продукции требуют нанесения особых изображений. Далее мы рассмотрим несколько основных групп изделий, для которых необходима маркировка.
Пищевая продукция
Правила маркировки данного вида товаров установлены в ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки». На каждом пищевом изделии должна быть упаковка либо этикетка с названием товара, его весом, объемом или количеством, составом, пищевой ценностью, датой изготовления, сроком годности, правилами хранения, производителем и его юридическим адресом, местом упаковки и изготовления, импортером, советами по приготовлению, ограничениями, а также информации о ГМО.
Состав можно не указывать, если продукция представляет собой один компонент без добавок, и из названия товара и так понятно, что это («телятина», «тушка куриная»). Также разрешается не указывать компоненты, которые исчезают при приготовлении изделия или присутствуют в продукте в ничтожно малом количестве, если это не химические добавки или аллергены.
Информация о пищевой ценности не обязательна для следующих товаров: вода, рыба, овощи, специи, мясо и субпродукты, ягоды, чай и некоторых других.
Возможно указание особых свойств продукции («со вкусом креветок», «без консервантов»), однако определенные виды должны иметь документальное подтверждение. Например, при маркировке «без ГМО».
Особая маркировка предусмотрена на кофеиносодержащих безалкогольных изделиях. Она должна содержать: предупреждение о вреде употребления несовершеннолетними, беременными, имеющими ряд заболеваний.
Непродовольственные товары
Парфюмерно-косметическая продукция проходит маркировку в соответствии с п. 9 статьи 5 ТР ТС «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». На упаковке или этикетке должны быть отражены следующие свойства:
- наименование товара,
- назначение,
- информация о производителе,
- страна-импортер,
- контактные данные представителя компании,
- объем/масса изделия,
- срок годности, условия хранения,
- меры предосторожности при применении,
- предупреждения,
- номер партии,
- идентификационный код,
- способы использования,
- состав.
Маркировка товаров категории легкой промышленности регламентируется ТР ТС «О безопасности продукции легкой промышленности». Требования классифицируются на:
- Общие – обычные сведения: название продукции, состав, дата производства, товарный знак, гарантии, номер партии, изготовитель, его адрес.
- Специальные – обязательны для одежды, текстильных изделий (в составе указывается процент натуральных и синтетических материалов, модель, знаки по правилам ухода, инструкции), продукция из трикотажа и текстиля, ковры, шторы, покрывала, одеяла (в маркировке должны присутствовать вид и масса сырья, тип отделки, правила по уходу, устойчивость окраски), обуви (модель, материал верха, низа, подкладки, правила ухода, инструкция по эксплуатации, при необходимости вид меха и его обработки), кожгалантерейных изделий (модель, материал верха, правила использования), кож (площадь и масса куска, сорт, толщина); шкурок меховых (тип меха и его обработки, сорт, марка, размер).